24.04.2025
Речь о лицах, которых включат в специальный перечень Росалкогольтабакконтроля. Правила включения в перечень утвердило правительство. 2 сентября 2025 года вступит в силу закон, согласно которому лиц с неудовлетворительной деловой репутацией будут включать в специальный перечень Росалкогольтабакконтроля. В связи с этим правительство утвердило правила его ведения. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале правовой информации.
В перечень будут включать граждан, которых уже привлекали к административной ответственности за продажу алкоголя без лицензии или нарушение правил учета в ЕГАИС. А также в случае, если их признали виновными в незаконном производстве этилового спирта или подделке федеральных специальных марок. Сведения будут находиться в реестре пять лет.
Согласно постановлению, если человек попадет в перечень, ему будет запрещено управлять компанией или занимать в ней должность главного бухгалтера, если ее деятельность связана с производством этилового спирта и другой алкогольной продукции, кроме виноделия.
17.04.2025
Планы Минфина по введению лицензирования розничной торговли табаком по аналогии с разрешительным режимом для алкогольного рынка одобрены на совещании у вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Как ожидается, с осени 2026 года разрешения на торговлю потребуются каждому объекту табачной розницы, для потери лицензии достаточно будет однократного нарушения, ее стоимость составит в разных версиях от 20 тыс. руб. на год до 60 тыс. руб. на пять лет. Требования к торговым объектам зафиксирует федеральный центр, оговорив право регионов их ужесточать, контроль исполнения также разделят между уровнями власти и частично цифровизируют. В компаниях отмечают, что новое регулирование может вызвать снижение числа табачных торговых точек и эффект будет сильно зависеть от характера требований властей, например, к подтверждению прав аренды помещений.
“Ъ” ознакомился с документами, описывающими нынешние взгляды Минфина на то, что будет происходить при введении лицензий в табачной отрасли. В концепции реформы регулирования табачной розницы ведомство предлагает вводить требования с 1 сентября 2026 года (новые ограничения по закону о контроле и надзоре могут быть реализованы не чаще двух раз в год, 1 сентября или 1 марта, отложенный старт явно учитывает необходимость как правки законодательства, так и адаптации к нему рынка: социальных последствий в виде «табачных бунтов» в правительстве не хотят). Выдавать лицензии будет Росалкогольтабакрегулирование — профильное агентство Минфина — по выбору заявителя на платформе «Гостех», где уже оформляют разрешения на производство и оптовую торговлю табаком и его субститутами, или в госинформсистеме маркировки товаров (ГИС МТ). Системы автоматически будут обмениваться данными. Там же будет размещен реестр лицензий и сервис по оформлению документов.
Госпошлину за выдачу лицензии Минфин предлагает зафиксировать на уровне 60 тыс. руб. для розничной и 800 тыс. руб. для оптовой торговли табаком, срок действия документа составит пять лет, его продление (с подтверждением соблюдения требований) также будет облагаться пошлиной.
https://www.kommersant.ru/doc/7659213?tg
04.04.2025
В заведениях вблизи трасс федерального, регионального и межмуниципального значения депутаты предлагают прекратить реализацию спиртных напитков. На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект1, направленный на снижение количества дорожно-транспортных происшествий.
Поправки хотят внести в п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Согласно им, субъекты РФ смогут составить специальный реестр подобных объектов общественного питания, расположенных вдоль дорог. На внесенные в реестр заведения будет распространяться новый запрет на продажу алкогольной продукции.
Сейчас закон не содержит различий между ресторанами и кафе в городах и вдоль дорог, и регионы не имеют инструмента ограничения продажи алкоголя на уровне отдельных субъектов. Разработчики отмечают, что за 2022-2024 годы на территории России произошло 39 853 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. При этом в 2022 году доля таких ДТП составила более 1/10, а в 2023 году – более 1/6 части от общего количества происшествий.
https://www.garant.ru/news/1806623/
04.04.2025
Запрет на международные автоперевозки грузов по территории России транспортными средствами зарубежных перевозчиков распространен на перевозчиков из Молдовы.
Одновременно сокращен перечень товаров, на перевозку которых запрет не распространяется. Из него исключены какао и какао-продукты, алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и никотинсодержащая продукция.
Указанный перечень не применяется при международных автомобильных перевозках грузов самоходными транспортными средствами, зарегистрированными в Молдове.
Постановление вступает в силу через 1 день после его официального опубликования. Обновленный перечень товаров вводится в действие через 30 дней после официального опубликования.
https://www.garant.ru/news/1805061/
02.04.2025
В России вступил в силу новый ГОСТ для заведений общественного питания, который рекомендует ресторанам включать в меню не менее 20% вин российского производства. Такие вина должны быть указаны в начале карты и сопровождаться специальными отметками.
Соблюдение данного ГОСТа является рекомендательным и не влечет за собой штрафные санкции. Разработчики документа уверены, что это поможет повысить осведомленность гостей о российских винах.
ГОСТ впервые вводит определение «винной карты». Согласно документу, винная карта представляет собой «ассортиментный перечень алкогольной продукции, предлагаемый потребителю в заведении общественного питания с указанием объема (веса, массы) и цены». Также дано определение побокальной позиции: это «вино, разлитое в потребительскую упаковку для розничной продажи, а затем откупоренное в заведении и отпускаемое порционно (побокально) для потребления».
В документе содержатся и рекомендации по оформлению, обновлению и созданию винных карт. В частности, рекомендуется указывать название алкогольного напитка на русском языке, а также фамилию производителя, регион производства, страну происхождения, год сбора урожая, объем и цену. При следовании этим рекомендациям заведения общественного питания смогут сохранять право на самостоятельную разработку структуры винной карты и использование специальных предложений, таких как «вина недели» или сезонные предложения для летних террас.
Национальный стандарт разработан Роскачеством и Федерацией рестораторов и отельеров в рамках технического комитета по стандартизации «Продукция и услуги общественного питания (ТК 174).
https://www.rbc.ru/wine/news/67e3d86a9a794702b2602f8f
24.03.2025
21.03.2025
Росалкогольтабакконтроль информирует участников алкогольного рынка об обновлении руководства пользователя «Сервисы домашней страницы УТМ».
Добавлены:
10. Раздел «Лицензирование»
10.1. Мониторинг за ходом предоставления государственной услуги
10.2. Подписание Акта оценки соответствия заявителя обязательным требованиям.
Скачать: Руководство пользователя «Сервисы домашней страницы УТМ» (.pdf, 5,03 Мб)
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=7100
21.03.2025
Член комитета Госдумы по экономической политике Эдуард Кузнецов, член комитета Госдумы по аграрным вопросам Дмитрий Лоцманов и ряд других депутатов от "Единой России" подготовили законопроект, устанавливающий административную ответственность за обращение опасной и (или) фальсифицированной парфюмерно-косметической продукции, изготовленной в нарушение требований техрегламента "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" Таможенного кодекса ЕАЭС и закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Копия законопроекта есть в распоряжении ТАСС.
Значительно растет количество фальсифицированной и (или) небезопасной парфюмерно-косметической продукции на рынке РФ, говорится в пояснительной записке. "Так, по данным Роспотребнадзора, в первом полугодии 2024 года 5,8% исследованных проб парфюмерно-косметической продукции не соответствовали обязательным требованиям, что в четыре раза выше аналогичного показателя предыдущего периода 2023 года. При этом общий объем рынка парфюмерно-косметической продукции в России, по экспертным оценкам, составляет порядка 950 млрд рублей", - указывают авторы документа.
В связи с мораторием на проверки в 2024 г. в большинстве случаев за нарушения требований, связанных с фальсификацией косметической продукции, выносились, в основном, предупреждения. Сейчас ответственность за нарушение требований техрегламентов установлена статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) без конкретизации отдельных техрегламентов и видов продукции.
Также в настоящее время широкое распространение получила продажа парфюмерно-косметической продукции на маркетплейсах, изготовленной физическими лицами и индивидуальными предпринимателями в домашних условиях. "Такая продукция, будучи потребительскими товарами повседневного спроса, может реализоваться без каких-либо сопроводительных документов и также несет существенные риски причинения вреда здоровью граждан, а санкции статьи 14.43 КоАП РФ крайне низки и несоразмерны такому ущербу охраняемым законом интересам граждан", - полагает Кузнецов.
https://tass.ru/ekonomika/23463227
17.03.2025
Малые пивовары просят Минэкономики ускорить через Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) принятие решения о введении минимальных цен на пиво в российской рознице. Они ссылаются на то, что не выдерживают конкуренции с крупными производителями, которые могут демпинговать за счет большого объема выпуска, порой продавая товар даже ниже себестоимости, либо за счет низкого качества продукции. Идея вызовет протест транснациональных пивоваренных компаний ЕАЭС, где у них традиционно сильное влияние, предупреждают эксперты.
Глава «Опоры России» Александр Калинин попросил главу Минэкономики Максима Решетникова ускорить рассмотрение на уровне ЕЭК вопроса об отмене запрета устанавливать минимальные розничные цены (МРЦ) на алкоголь крепостью до 28%. Копия соответствующего письма есть у “Ъ”. В «Опоре» подтвердили отправку письма.
https://www.kommersant.ru/doc/7567061
13.03.2025
10 марта в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Совершенствование индикаторов риска нарушения обязательных требований как приоритетное направление контрольной (надзорной) деятельности».
В мероприятии приняли участие начальник Контрольного управления Росалкогольтабакконтроля Ольга Лиршафт и начальник Управления разрешительной и контрольной деятельности в сфере табачного рынка Росалкогольтабакконтроля Тимур Татаринцев, а также представители Минэкономразвития России, Росприроднадзора, Рособрнадзора, Россельхознадзора, ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, региональных контрольно-надзорных органов и бизнес-сообщества.
Круглый стол провёл председатель Комиссии Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Вячеслав Тимченко. Он отметил, что точность проверок по индикаторам риска составляет на данный момент порядка 90 процентов.
Ольга Лиршафт рассказала о росте доли проверок по индикаторам риска в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2024 году на 13% по сравнению с 2023 годом, и о росте результативности таких проверок, а также озвучила ряд предложений по дальнейшему повышению эффективности контрольных (надзорных) мероприятий Росалкогольтабакконтроля.
По итогам мероприятия все предложения участников будут обобщены, проанализированы и направлены в профильные органы государственной власти для учета в дальнейшей работе по совершенствованию риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности, сообщил Вячеслав Тимченко.
https://fsrar.gov.ru/news/view?id=7059
25.02.2025
Правительство поддержало законопроект, предусматривающий оперативное уничтожение суррогатного алкоголя, который был изъят в результате уголовных дел.«Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом озвученных замечаний», - отмечается в официальном отзыве кабмина.
Эта инициатива была представлена спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко на встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным летом 2023 года. Вопрос регулирования алкогольного рынка активно обсуждался на фоне случаев массового отравления напитком «Мистер сидр».
Матвиенко подчеркивала, что с 2015 года, в период активных действий по борьбе с нелегальным оборотом, правоохранительные органы изъяли около 160 миллионов литров суррогатного спирта и контрафактного алкоголя. Тем не менее, около трети этих объемов накапливаются на складах в течение длительного времени, что обходится федеральному бюджету в миллиарды рублей и создает риск кражи алкоголя со складов, потенциально приводя к новым отравлениям и смертям. Она отметила, что основным препятствием для их уничтожения является отсутствие судебных решений из-за сложности процесса и долгого времени, необходимого для доказывания в уголовных делах.
По новому законопроекту, метиловый спирт и жидкости, содержащие метанол, будут храниться только до получения результатов исследований, после чего они могут быть уничтожены, утилизированы или реализованы по решению суда. Порядок таких действий должен быть определен кабмином.
Хотя правительство в целом одобрило эти предложения, были высказаны и некоторые замечания. Документ должен быть согласован с законопроектом «О государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей» как в плане терминологии, так и содержания. Некоторые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс потребуют корреспондирующих поправок в другие его части. Это касается наделения следователя и дознавателя полномочиями для обращения в суд с ходатайством об уничтожении, утилизации или реализации указанных вещественных доказательств.
Также предлагается уточнить сроки, когда закон должен вступить в силу. Изначально предполагалось, что это произойдет 1 марта 2025 года. Однако, по оценке кабмина, разумный срок для вступления закона в силу — через шесть месяцев после официального опубликования, поскольку это время необходимо для подготовки подзаконных нормативных актов, необходимых для практической реализации новых положений.
https://tass.ru/obschestvo/23223029