26.11.2024
На пленарном заседании в Петербурге Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ утвердила модельный закон "О виноградарстве и виноделии", сообщает "Интерфакс".
Закон необходим для обеспечения равных правовых условий для отрасли виноградарства в странах Содружества, он также предусматривает регулирование производства и оборота винодельческой продукции, подчеркнула председатель постоянной комиссии МПА СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Ольга Булавкина.
"Модельный закон направлен на развитие виноградарства и виноделия, создание национальных сырьевых баз, развитие питомников, технологическое обновление винодельческих предприятий и совершенствование нормативно-правовой базы", - отметила она.
Принятие закона и его использование позволит вывести сектор виноделия на новый уровень развития и увеличить экспорт, подчеркнула Булавкина.
Закон носит рекомендательный характер. Такие акты используются парламентами стран-участников СНГ для разработки и принятия на их основе внутригосударственных нормативных правовых актов либо для внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" был принят в декабре 2019 года и вступил в силу 26 июня 2020 года.
12.11.2024
На пленарной сессии Российского винодельческого форума вице-премьер Дмитрий Патрушев высказал мнение о возможном повышении пошлин на вина из недружественных стран с целью развития отечественного виноделия.
«Я согласен, что пошлина в 25% может быть увеличена, может быть, до 30%, до 50%, но это нам позволит сформировать источник для того, чтобы направить деньги на развитие именно российского виноградарства», — заявил он.
Однако он отметил необходимость провести это аккуратно, чтобы избежать запретительных мер. Сначала надо посмотреть, как работает существующая пошлина на эти вина в 25%, но не менее 2 долларов за 1 литр, которая была установлена с июля этого года.
https://www.rbc.ru/wine/news/672c95ae9a79478106ba2e09
01.11.2024
Документ, инициированный правительством России, вносит поправки в Налоговый кодекс РФ и является частью "бюджетного пакета", который был внесен в Госдуму одновременно с проектом федерального бюджета на 2025-2027 годы.
Законом предусматривается корректировка ставок акцизов с учетом уточненного прогноза социально-экономического развития РФ на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18%, сидр, пуаре, медовуху и пиво, установленные на 2025 год, с последующей соответствующей индексацией, а также ставок акцизов на сигареты, папиросы в части адвалорной составляющей.
Акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию в 2025 году составит 740 руб. за 1 литр безводного спирта, в 2026 году — 770 руб., в 2027 году — 801 руб. По данным на 2024 год, ставка акциза составляет 643 руб. за 1 литр.
Акциз на алкогольную продукцию крепостью до 18 градусов в 2025 году будет определяться как отношение 148 руб. (в 2026 году — 154 руб., в 2027 году — 160 руб.) к объемной доле этилового спирта в ней в абсолютной сумме за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Для алкогольной продукции крепостью свыше 18 градусов в 2025 году акциз составит 740 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в 2026 году — 770 руб., в 2027 году — 801 руб.
Акциз на сидр, пуаре и медовуху в 2025 году вырастет до 30 руб. за 1 литр с 27 руб. в 2024 году, с 2026 года — до 31 руб., в 2027 году — до 32 руб.
Акциз на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градуса в 2025 году вырастет до 30 руб. за 1 литр с 27 руб. в 2024 году, в 2026 году — до 31 руб., в 2027 году — до 32 руб. На пиво крепостью выше 8,6 градуса в 2025 году акциз установили в 56 руб. за 1 литр против 51 руб. в 2024 году, в 2026 году — 58 руб., в 2027 году — 60 руб.
Согласно закону, акциз на безалкогольные сахаросодержащие напитки повышается с 7 до 10 рублей. Также скорректирован перечень напитков, не признаваемых подакцизными - из него исключены обогащенные напитки и квасы. Акциз не будет распространяться на обычные соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочную продукцию, кисели и напитки на растительной основе.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/727330-8
21.10.2024
Росалкогольтабакконтроль сообщает, что Личный кабинет для пользователей системы ЕГАИС (https://service.egais.ru/checksystem) выведен из эксплуатации. Весь необходимый функционал для работы в ЕГАИС доступен на Домашней странице УТМ ЕГАИС.
С порядком подключения к ЕГАИС можно ознакомиться по ссылке: https://fskatr.gov.ru/egais/podkljuchenie_k_sisteme_egais.
Дополнительно информируем, что в случае технических ошибок при работе в информационных системах Росалкогольтабакконтроля участники алкогольного рынка имеют возможность обратиться в Дежурную службу ЕГАИС. Инструкция оформления обращений в Дежурную службу ЕГАИС размещена по адресу: https://fskatr.gov.ru/egais/dezhurnaya-sluzhba-egais.
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=6634
14.10.2024
С января по август 2024 года объем розничных продаж безалкогольного пива, вина и сидра вырос на 22-60% в зависимости от конкретной сети и вида продукции, согласно информации издания "Ъ".
Эксперты отмечают, что интерес к данным напиткам остается высоким из-за спроса со стороны молодых потребителей. Кроме того, производители активно продвигают заменители алкоголя из-за высокой прибыльности такой продукции, ведь в этом сегменте отсутствуют высокие импортные пошлины или дополнительные акцизы.
Согласно исследованию "X5 Клуб", за первые восемь месяцев 2024 года потребители магазинов Х5 Group потратили на безалкогольные напитки более 3,6 миллиарда рублей, что на 33% больше, чем годом ранее. Продажи безалкогольного сидра увеличились вдвое, продажи вина – на 64%, а продажи пива – на 22%.
Данные NielsenIQ подтверждают рост интереса к безалкогольному пиву: за период с августа 2023 по август 2024 года наблюдается 10,1% увеличение продаж этой продукции по сравнению с предыдущим периодом. AB InBev Efes также отмечают возрастающий спрос на безалкогольные напитки, который начал расти после нулевого динамики в 2022 году.
В магазинах "Лента" продажи безалкогольного вина и сидра выросли на более чем 60% за январь-август 2024 года, при этом ассортимент таких товаров расширился на 75%. В сети Metro реализация безалкогольных вин выросла на 140%, а ассортимент увеличился в 2,5 раза. Auchan также отмечает рост продаж: продажи безалкогольного сидра и медовухи увеличились на 25%, пива – почти на 34%, вина – на 126%.
По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игоря Караваева, спрос на безалкогольные вина увеличивается в среднем на 50% ежегодно уже на протяжении трех лет. При этом ассортимент таких продуктов также значительно расширяется - в настоящее время в сетях торговли продается от 5 до 20 видов безалкогольных вин.
https://www.kommersant.ru/doc/7216081
09.10.2024
Авторы новой инициативы предполагают, что реестр позволит искоренить продажу неучтенной продукции. Однако существует мнение, что это не решит проблему, так как недобросовестные продавцы чаще всего идут на нарушения осознанно.
Напомним, в конце сентября «Опора России» обратилась к председателю комитеты Госдумы по экономической политике Максиму Топилину с просьбой исключить из повестки обсуждение создания реестра. В организации указали на значительные объемы информации, уже собранной в системах учёта ЕГАИС и «Честный знак». За первую половину сентября в системе ЕГАИС было зарегистрировано 195 тысяч новых точек розничной продажи пива, сидра, пуаре и медовухи, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. К концу сентября это число увеличилось до 215 тысяч. Еще 217 тысяч торговых мест, предлагающих широкий ассортимент указанных напитков, также были зарегистрированы в ЕГАИС с момента получения лицензии.
Данные также доступны в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак». Это позволяет Минфину, который контролирует рынок алкогольной продукции, иметь полное представление о местоположении всех точек продажи пива, сидра, пуаре и медовухи. В Минфине подчеркнули, что вопрос о создании реестра следует рассмотреть на основе проведенного анализа.
https://www.kommersant.ru/doc/7214860
https://dzen.ru/a/ZwPSL-J2XmlAIP2U
09.09.2024
Минфин разработал критерии для определения алкогольной продукции отдельных брендов, подлежащих контролю.
В перечень включена розничная продажа вина по минимальной цене или с небольшим перекосом. Также внимание привлекает повторное использование одинакового штрих-кода или маркировки.
Контрольные органы также получают информацию о несоответствиях продукции техническим стандартам. Росалкогольтабакконтроль реагирует на изъятия алкоголя из незаконного оборота, отсутствие документов и неправильное обозначение продукции.
Еще одно основание, подвигающее Росалкогольтабакконтроль к действию, станет производство или оборот алкогольной продукции с наименованием, вводящим потребителей в заблуждение относительно вида алкогольной продукции и ее состава.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408280009
02.09.2024
Федеральным законом от 11.03.2024 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 46-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), направленные на совершенствование правового регулирования деятельности производителей этилового спирта и алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам, в целях повышения прозрачности их деятельности, повышения качества производимой продукции и борьбы с нелегальным производством.
В соответствии с пунктом 11 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 46-ФЗ, вступающей в силу 01.09.2024) организации, осуществляющие производство этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), обязаны направлять в Росалкогольтабакконтроль сведения о бенефициарных владельцах, лице, контролирующем организацию, в порядке, сроки и по форме, которые установлены приказом Росалкогольтабакконтроля от 27.05.2024 № 221 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления организацией, осуществляющей производство этилового спирта (за исключением этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового и винодельческой продукции) или алкогольной продукции, относящейся к спиртным напиткам (за исключением винодельческой продукции), сведений о бенефициарных владельцах такой организации, лице, контролирующем такую организацию» (далее – Приказ № 221).
В связи с чем, обращаем внимание на необходимость до 01.10.2024 в соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к Приказу № 221 подачи в Росалкогольтабакконтроль в форме электронного документа, подписанного электронной подписью руководителя организации (иного уполномоченного лица), сведений о бенефициарных владельцах такой организации, а также о лице, контролирующем такую организацию, по форме согласно приложению № 2 к Приказу № 221.
Повторно обращаем внимание, что указанные нововведения не распространяются на производителей этилового спирта, произведенного из непищевого сырья растительного происхождения, производителей дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового, ромового, а также производителей спиртных напитков, относящихся к винодельческой продукции.
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=6497
27.08.2024
Совет Федерации одобрил на заседании закон о сокращении срока получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции. Документ инициирован правительством РФ, он направлен на упрощение и автоматизацию разрешительной деятельности.
Так, уменьшаются сроки рассмотрения Росалкогольтабакконтролем заявлений на получение лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме розничной продажи) с 30 календарных дней до 20 рабочих дней. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (сейчас 30 календарных дней).
Также сокращается перечень документов для получения таких лицензий. Например, для получения лицензии на производство, хранение и поставки вина, игристого вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения число документов для организаций сокращается с 11 до 3, а для крестьянских хозяйств с 10 до 3. При изменении лицензиатом наименования (без его реорганизации) или места нахождения лицензия будет переоформлена автоматически на основе сведений из системы межведомственного электронного взаимодействия без заявления лицензиата.
Необходимую информацию Росалкогольтабакконтроль будет проверять в том числе в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Согласно документу, из-под лицензирования выводится не только производство спиртосодержащей продукции в виде красителей для мебельной промышленности, полиграфических красок и лаков, но и оборот такой продукции.
Кроме того, закон уточняет основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также предусматривается, что основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору или под его контролем.
https://tass.ru/ekonomika/21516507
13.08.2024
Минфин обратился к производителям пива с предложением оценить целесообразность повышения пошлин на пиво из недружественных стран с текущих €0,1 до €1 за литр до конца 2024 года и до €1,5 за литр в 2025 году. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо ведомства.
В письме указано, что с таким предложением выступил холдинг «Объединенные пивоварни» (ОПХ), созданный в 2023 году группой «Арнест» на базе российского подразделения Heineken и выпускающий сейчас пиво под брендами «Крушовице», «Бочкарев», «Мистер Лис», «Охота». Согласно позиции ОПХ, «активный импорт товаров негативно сказывается на отрасли, что может привести к уменьшению объемов внутреннего производства и налоговых отчислений».
По данным издания, не все участники рынка поддерживают эту идею: повышение пошлин скажется на росте цен на массовые зарубежные сорта. Например, Германия и Чехия, откуда в основном завозится такая продукция, в качестве контрмеры могут ограничить отправку хмеля в Россию, от которого сильно зависят российские пивовары.
По данным «Ъ», импорт пива в Россию в 2023 году составил 370,5 млн. литров, что на 12,6% больше, чем в 2022 году, однако остался ниже показателей 2020–2021 годов, когда было ввезено 397 млн. и 457 млн. литров соответственно. В прошлом году более 51,7% пивного импорта пришлось на продукцию из Германии, объем ввоза вырос на 14% и составил 197,1 млн. литров. Импорт из Чехии вырос на 49% (49 млн. литров), из Бельгии — на 36,4% (37,8 млн. литров), поставки из Мексики увеличились на 72,6% (22,1 млн. литров), а из Китая — на 84,4% (21,4 млн. литров).
Ранее РБК сообщал, что в апреле 2024 года ввозную пошлину на пиво из недружественных стран увеличили в 2,5 раза, до €0,1 за литр (до этого — €0,04 за литр).
https://www.rbc.ru/wine/news/66b5b5199a79471d192db0c3