— Подобная практика, к сожалению, существует на алкогольном рынке. Бывает, что розничные магазины имеют для проставления на накладных вторые печати (штампы), подписывают накладные без расшифровки фамилии и должности принявшего товар лица и т.п. Впоследствии они заявляют, что товар ими не был получен, а ссылки на документы нивелируются тем, что магазин не имеет никакого отношения к тем, что принимал товар.
Ниже данные рекомендации носят универсальный характер, каждый случай подобных действий индивидуален.
Прежде всего, необходимо провести сверку взаиморасчетов – по разным причинам магазины отказываются от приемки товара, но бухгалтер мог провести данный товар и акт сверки будет одним из основных доказательств в суде. Желательно, чтобы акт сверки подписал генеральный директор. Печать обязательна.
Далее необходимо обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по договору поставки. К делу необходимо привлечь сотрудников, которые:
— заключали договор с этим магазином,
— получали заказ на поставку,
— доставляли товар и передавали его в магазин.
Их свидетельские показания будут необходимы в суде.
Необходимо сделать фотографии здания магазина и показать, что кроме как магазина, получившего товар, в данном здании (в дверном проеме, куда товар складировался с транспортного средства) никакого другого магазина нет.
Необходимо связаться с другими поставщиками, которые поставляли товар в данный магазин, и запросить у них накладные, сравнив подписи и печати на их накладных с подписями и печатями на ваших накладных. Если они совпадают, то это показатель в вашу пользу.
Очень хорошо, если перед спорной поставкой уже были поставки товара в данный магазин и еще лучше, если от магазина была оплата ранее поставленной продукции, т.е. между сторонами существовали длительные отношения, заключающиеся в периодических поставках истцом ответчику товара и оплате ответчиком истцу поставленного товара.
Обоснования магазина могут сводиться также к тому, что у поставщика, доставившего товар, нет доверенности на лицо, которое принимало товар. Здесь следует руководствоваться п. 1 ст. 182 ГК РФ, согласно которому полномочие может следовать из обстановки, в которой действует представитель. По сложившейся практике, если товар принимается магазином в месте его нахождения, то доверенность сотрудника магазина на приемку товара никто не спрашивает, поскольку для всех очевидно, что в складе магазина, куда сгружается товар, не может быть посторонних людей (не сотрудников магазина), если товар отгружен непосредственно в магазин, то он отгружен именно магазину, а не кому-то еще.
Желательно привлечь на свою сторону того сотрудника, который принимал товар – часто сотрудник не знает о намерениях руководства и добросовестно принимает товар. Уволившись, сотрудник может согласиться, как правило, за вознаграждение, дать свидетельские показания против своего бывшего работодателя.
Совокупностью доказательств доказывается, что именно магазин в лице своих сотрудников принял товар, а значит, возникло обязательство по оплате данного товара. Полученный в суде исполнительный лист позволяет в принудительном порядке взыскать сумму долга.
При этом следует учитывать, что взыскать можно не только сумму основного долга (сумму по накладной), но и пеню по договору и расходы, понесенные истцом для взыскания долга. Для этого заключается отдельный договор с юридической фирмой и затраты по договору относятся на должника. Сумма дополнительно к основному долгу взысканных средств может превосходить сумму основного долга.
Многие подумают об обращении в правоохранительные органы с заявлением, однако если цель – взыскать сумму долга, то такое обращение будет не соответствовать цели, поскольку даже при привлечении к уголовной ответственности.