12.03.2024
В новом положении установлены правила контроля за производством и оборотом табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для них.
В предмет контроля не входит соблюдение требований к розничной продаже (включая нормы о защите прав потребителей), а также санитарно-эпидемиологических правил.
Проверки проводят Росалкогольтабакконтроль и его территориальные органы. Объектами контроля выступают:
Ведомство относит каждый объект к одной из 4 категорий риска: значительный, средний, умеренный, низкий риск. Правила категорирования установлены в приложении N 1 к положению.
Положение также устанавливает нормы:
Положение действует с 1 марта. Есть небольшое исключение в части расчета баллов для присвоения категории риска. Оно вступает в силу 1 апреля.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 N 249
https://www.consultant.ru/legalnews/24719/
12.03.2024
С 9 марта Росалкогольтабакконтроль получит право выборочно проверять алкогольную продукцию в рознице. Критерии для выбора продукции определят Минфин и Минэкономразвития.
Количество проверок будет ограничено. Так, один торговый объект проконтролируют не более 1 раза в течение календарного месяца.
Алкоголь отправят на экспертизу. Если установят нарушения требований в зоне ответственности Росалкогольтабакконтроля, проверят производителей, импортеров или других лиц, участвовавших в обороте (кроме розничных продавцов). Для таких мероприятий потребуется согласование прокуратуры.
https://www.consultant.ru/legalnews/24720/
14.02.2024
Президент РФ Владимир Путин подписал закон по расширению полномочий регионов в борьбе с «наливайками». Речь идет о предприятиях общепита в многоквартирных домах или возле них, которые продают алкоголь ночью, что запрещено делать розничным магазинам.
Закон дает регионам право вводить ограничения на торговлю алкоголем в точках общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Субъекты РФ смогут установить, что из объектов общепита продавать слабоалкогольную продукцию могут только рестораны, бары, кафе и буфеты. Также региональные власти смогут ограничивать время продажи алкоголя в предприятиях общепита в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Запрет нельзя будет распространять только на рестораны.
Закон также освобождает до 2025 года от ответственности розничных продавцов алкоголя из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей за нарушения в учете оборота алкогольной продукции и непредоставление информации в ЕГАИС.
Закон вступит в силу 1 апреля 2024 года. Положения об ответственности в новых регионах вступают в силу со дня официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
https://www.kommersant.ru/doc/6509659?utm
12.02.2024
Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками напоминает о том, что с 1 марта 2024 года применяются требования об обязательном наличии лицензии на один из видов деятельности, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» (далее — Закон № 203-ФЗ).
При этом табачные изделия, табачная продукция, сырье, никотинсодержащая продукция и никотиновое сырье в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, наличие которых предусмотрено Законом № 203-ФЗ, подлежат изъятию из незаконного оборота (подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона № 203-ФЗ).
Также обращаем внимание, что с 1 апреля 2024 года за производство или оборот табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства без соответствующей лицензии (в случае, если такая лицензия является обязательной), если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=5929
08.02.2024
Комитет Госдумы (ГД) по экономической политике одобрил продление эксперимента по маркировке импортного алкоголя на два года – до 31 мая 2026 г., сообщает ТАСС.
Инициатором проекта закона выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета ГД по экономической политике Максимом Топилиным.
Эксперимент по маркировке начался 1 июня 2021 г. и изначально должен был действовать до 31 мая 2024 г. Мера действует в 10 регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане. По данным сайта Федеральной таможенной службы, по состоянию на 1 января 2024 г. в эксперименте принимают участие 22 таможенных склада и 106 импортеров алкогольной продукции.
24 января «Ведомости» со ссылкой на источники, присутствовавшие на комиссии правительства по законопроектной деятельности 22 января, писали, что законопроект о продлении маркировки импортного алкоголя поддержало правительство РФ.
По словам экспертов, после начала спецоперации в 2022 г. формирование новой системы замедлилось, в том числе из-за санкций, введенных против России, а сами сроки поставки необходимого для маркировки оборудования заметно выросли. Однако, по словам Топилина, перенос маркировки алкоголя на территорию России стал еще актуальней: появились риски введения санкций на обработку импортного спиртного в недружественных странах.
https://dzen.ru/a/Zbkh0TQfhkxOTDZj
08.02.2024
Руководство было разработано в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» для разъяснения обязательных требований и предотвращения нарушений и утверждено приказом ФАС от 28 декабря 2023 года № 1079/23. В документе собрана в одном меcте информация, ранее публиковавшаяся в многочисленных письмах ФАС, которые уже отменены.
В руководстве ФАС разъясняет такие вопросы, как реклама безалкогольного пива или вина, понятие объекта рекламирования, запрет использования образов людей и животных, возможность размещения в интернете производителями и продавцами информации о товарах. В частности, ФАС указывает, что не являются рекламой алкогольной продукции носящие информационный, новостной характер журналистские материалы о культуре потребления алкогольных напитков, публикации с прошедших выставок алкогольной продукции (без формирования интереса к определенной алкогольной продукции), интервью с представителем организации, производящей или реализующей алкогольную продукцию и т. д.
Кроме того, в документе разъясняются критерии отнесения рекламы к оскорбительной и непристойной, к вводящей потребителя в заблуждение, а также вопросы использования русского и иностранного языка.
Ранее ФАС опубликовала руководство с разъяснением понятия рекламы, утверждённое приказом от 14 ноября 2023 года № 821/23. В документе, в том числе, разъясняются вопросы разграничения рекламы и информационных материалов, органичной интеграции информации в произведения культуры, понятия спонсорской и социальной рекламы.
https://dzen.ru/a/ZbdyMz6UEAUKF64J
08.02.2024
Депутаты Госдумы во втором чтении приняли законопроект о запрете заведений общепита (так называемых «наливаек») в жилых многоквартирных домах (МКД). Регионы получат возможность самостоятельно устанавливать требования для точек общественного питания, продающих алкоголь различной крепости. Документ размещен в думской электронной базе.
В пояснительной записке сказано, что документ значительно расширяет полномочия субъектов РФ в области регулирования слабоалкогольных и крепких напитков в ресторанах, барах, кафе и буфетах. Региональные заксобрания смогут ограничивать время продажи такой продукции в точках общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в МКД и на прилегающих к ним территориях. Прежде субъекты имели право ограничивать продажу только крепкого алкоголя.
В пресс-службе Госдумы сообщили, что к рассмотрению законопроекта в формате видеоконференции были подключены депутаты из регионов. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, многие россияне ждали принятия этого закона и неоднократно направляли жалобы депутатам по этому поводу.
«Люди жалуются, что такие заведения днем работают как магазины, а ночью торгуют алкоголем, привлекая со всей округи асоциальных посетителей. В этой сфере давно пора навести порядок. После вступления закона в силу у региональных властей будут для этого все возможности», – заявил Володин.
В декабре 2023 г. года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев обратился к Володину из-за того, что некоторые депутаты устраивают рейды по «наливайкам» и привлекают к этому СМИ. Об этом сообщил РБК со ссылкой на два источника в Госдуме и письмо Колокольцева.
В обращении министр напомнил о действующем моратории на внеплановые проверки юрлиц и ИП. В то же время ряд депутатов «игнорируют действующий мораторий», сказано в письме. Глава МВД попросил Володина довести до законодателей «позицию руководства страны о недопустимости вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность».
Тема «наливаек» активно обсуждалась в Госдуме в конце прошлого года. 13 ноября в нижнюю палату был внесен законопроект об ограничениях на продажу слабоалкогольных напитков в таких заведениях. Инициативу приняли в первом чтении 5 декабря.
https://dzen.ru/a/Zbo-PDQfhkxOjsFa
30.01.2024
Пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 13.06.2023 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 246-ФЗ) в статью 26 Федерального закона от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 468-ФЗ) вносятся изменения в части особенностей маркировки винодельческой продукции.
Так, согласно положениям части 2 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ (в редакции Федерального закона № 246-ФЗ) информация о сорте (сортах), месте происхождения, годе сбора урожая винограда и производителе должна быть доведена до сведения потребителя путем ее указания на этикетке или контрэтикетке, при этом информация о месте происхождения и годе сбора урожая винограда указывается контрастным легкочитаемым шрифтом размером (кеглем) не менее 12 пунктов, а о сорте (сортах) винограда, виде, наименовании производителя винодельческой продукции – размером (кеглем) не менее 8 пунктов.
Указанные изменения вступают в силу 01.03.2024 (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 246-ФЗ).
Принимая во внимание, что в Федеральном законе № 246-ФЗ указание на его обратную силу отсутствует, винодельческая продукция, маркировка которой осуществлена до 01.03.2024, может реализовываться с маркировкой, соответствующей требованиям, действовавшим до указанной даты. Оборот такой продукции допускается до полной ее реализации или до окончания срока годности этой продукции, установленного ее изготовителем.
Примечание: при подготовке информационного сообщения учтена позиция Минсельхоза России.
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=5894
16.01.2024
Федеральным законом от 03.04.2023 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 108-ФЗ) в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения, согласно которым требование о декларировании объемов розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с 15.01.2024 отменяется (подпункт «а» пункта 6 статьи 1, пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 108-ФЗ).
Вместе с тем Федеральным законом от 25.12.2023 № 624-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 108-ФЗ внесены изменения, согласно которым дата отмены требования о декларировании объемов розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи перенесена на 15.01.2025.
В соответствии с пунктом 10 Порядка представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 (далее – Порядок, Приказ № 396), организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 8 к Порядку.
Приказом Росалкогольрегулирования от 26.05.2023 № 148 «О внесении изменений в приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396» с 15.01.2023 пункт 10 Порядка, приложение № 8 к Порядку, а также формат представления в форме электронного документа декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утвержденный Приказом № 396, признаны утратившими силу.
Вместе с тем в целях соблюдения требований, установленных статьей 14 Федерального закона № 171-ФЗ, до момента внесения соответствующих изменений в Приказ № 396 декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи рекомендуется представлять в порядке, по форме и формате, утвержденными Приказом № 396 (в редакции от 29.10.2021).
https://fsrar.gov.ru/news/view/?id=5864
29.12.2023
Утверждены критерии формирования плана выездных обследований в рамках регионального госконтроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. В план внесут контролируемых лиц и (или) общедоступные объекты, например, в таких случаях:
Эти факты учтут, если они произойдут в течение года до даты составления плана.
Новшества будут применять как антикризисную меру до 1 января 2025 года.
Источник Консультант Плюс